Принимаем на комиссию автодома и жилые прицепы. Комиссия всего 7%!

Статьи: Маршруты

НА АВТОДОМЕ ПО СКАНДИНАВИИ

Интересует северная природа: таежные леса, озерный край, лесотундра, сопки и фьорды? Мало времени, но много желания увидеть все это самостоятельно? Тогда караванинг, путешествие на автодоме – идеальное решение для такого каприза.Самостоятельно три скандинавские страны за неделю, северная природа, но при ощущении комфорта и безопасности – все это возможно благодаря путешествию на автодоме, современном и уютном, с полным циклом жизнеобеспечения. 

Наедине с природой

Для того, чтобы оказаться наедине с природой, ощутить себя вне цивилизации в положении, когда нет ничего, кроме первозданной природы, не обязательно отправляться в далекие экстремальные походы. Главное – оказаться вдалеке от населенных пунктов в местах, где природа действительно давлеет над цивилизацией, и так было всегда. Север Скандинавии как раз является таким местом.

Впервые подобное ощущение абсолюта мира природы стало возникать по дороге в Швеции, особенно после пересечения полярного круга. Дорога в Финляндии до этого, хоть и проходила всегда по лесам и озерным краям, но и населенных пунктов было много, и поток машин не прекращался - достаточно, чтобы не дать почувствовать себя покинутым цивилизацией. Другое дело, когда заканчиваются одинокие селения, трасса пустеет, а лес переходит в лесотундру. Быстро темнеет, появляются звезды, а потом еще и загорается северное сияние!


 

Мы останавливались, выключали свет фар и выходили из машины. Часто говорят о южном звездном небе, но северное небо еще более великолепное! Такого неба мы не видели ни в Италии, ни в Крыму, ни на Кавказе!

После Кируна, одного из самых северных городов Швеции, пошла пустынная трасса на Норвегию. Встречные машины попадались, разве, что, одна в минут пятнадцать. Начался дождик, переросший в скором времени в ливневой поток, образующий на трассе стабильный слой воды. Двигаясь в кромешной тьме, по сторонам трассы ухватывая светом фар обрывки скал, понимаешь, что находишься на перевале. По трассе то и дело проезжаешь открытые автоматические шлагбаумы, догадываясь, что в непогоду они перекрывают перевал. Хорошо, думаешь, что пока идет не снег и на трассе нет льда. 

Пытаясь представить себя в обычной легковушке в таких условиях, становилось неуютно и даже жутковато… И в автодоме,правда, щекотало нервы. Но я был в доме, все, что надо было со мной. И супруга мирно спала в тепле и уюте. В случае невозможности двигаться дальше, ничего не мешало поставить дом на стоянку у трассы, переждать непогоду и просто переночевать в теплом, отапливаемом на газе автодоме, на уютных спальных местах.

Страна фьордов и водопадов

Норвегию традиционно называют страной фьордов и водопадов. Фьорд мы увидели, как проснулись,в кемпинге, в котором остановились ночью после перегона через границу на перевале. Под утро дул сильный ветер, раскачивающий немного автодом, и накрапывал мелкий дождь, барабанивший по крыше. Ощущение непогоды снаружи портило настроение. Думали, куда же нас занесло и не пора ли нам поскорее возвращаться на юг. Но настроение сразу же изменилось, когда мы вышли наружу, и увидели, где мы оказались. Мы стояли на высоком берегу, под нами залив, на другой стороне которого – разноцветные домики города Нарвик. Передавая друг другу фотоаппарат, мы снимали то водопады вдали, то городок над заливом.


Дорога в Норвегии сильно петляла, иногда шла то вверх, то вниз, но несмотря на горный рельеф Норвегии нам не попалось серпантинов. Трасса то огибала фьорды внизу, иногда по самой кромке воды, то уходила вглубь от моря и тянулась между сопками. А в долинах паслись… овцы. Ведь Норвегия славится своими шерстяными изделиями. По дороге попадались одинокие селения или отдельные хутора – но всегда очень живописно расположенные! Норги правильно живут, они селятся равномерно, в красивых местах с прекрасными видами из окон то на залив, то на горы.

И везде текут водопады. По статистике эта страна – первая в мире по количеству водопадов. По приезду домой мы как-то для релаксации поставили видеокассету, посвященную водопадам. Больше половины сюжетов, оказалось, были о водопадах Норвегии. Мы узнавали северные очертания гор, лесотундру, изрезанную белыми пенящимися потоками воды.

В реальности водопадов еще больше, чем можно себе представить. И больших и малых - не сосчитать. Нет горы или сопки, с которой хоть что-нибудь бы не текло. Они текут по крутым или пологим склонам, беря воду то от ледника, то от горного озера.

Страна караванов

Оказалось, что Норвегию можно также по праву считать и страной караванов. Проезжая хутора и селения, мы замечали то количество прицепов-караванов или кемперов, стоящих во дворах, которое мы не видели ни в Финляндии, ни в Швеции. Порой в каком-нибудь селе не было дома, где рядом бы что-нибудь ни стояло. Также по дороге попадалось достаточное число кемпингов, заставленных караванами. Представьте: в округе дикая лесотундра, дорога тянется между пустынными сопками, где нет ни дома, ни души, а за поворотом вдруг на холме в кемпинге толпятся караваны.


Очевидно, что сезон автотуризма для них не закончился, возможно что не заканчивается вовсе. Известно, что скандинавские производители караванов специализируются на том, что их продукция отличается особой системой теплосбережения и отопления, позволяющей жить в караванах и в крутые морозы. 

С одной стороны, такое количество караванов объясняется уровнем жизни, более высоким, чем в Швеции и тем более в Финляндии. Но наверное, это связано и с образом жизни. Любят, наверно, норги бродить с караванами по своим горам и фьордам. И правда, по трассе А6, тянущейся вдоль всей Норвегии мы проехали всего километров триста, но впечатлений от этого навсегда: заливы, горы, водопады, одинокие селения. Обязательно, подумали мы, вернемся на эту трассу и проедем по всей Норвегии.

Северные окна

Приезжающим в Скандинавию из России, уже привыкшим к «новорусской» традиции строительства высоких и глухих стен вокруг своих коттеджей, удивительно воспринимать открытые дворы домовладений, отсутствие глухих заборов вокруг домов и хозяйств. Также бросаются в глаза, как правило, незанавешанные окна домов, даже если плотность застройки высокая. Причина тому - лютеранская традиция: «нам нечего скрывать от людей, мы также открыты перед людьми в своих деяниях, как и перед Богом». Такая традиция создает удивительную гармонию: домовладения гармонично вписываются в окружающий ландшафт, от которого не закрыты и сами жильцы дома, даже если рядом стоят соседние здания.


Но существует традиция украшения окон, в том числе и для наружного восприятия. Причем в Финляндии эта традиция развита меньше, чем в Швеции, а в Норвегии больше всех. При этом встречается необыкновенное разнообразие подходов. Если не полноценные занавеси, то их имитирующие гардины, шторы, ламбрекены – всевозможных форм и сочетаний. На подоконниках стоят горшки с цветами, вазочки, подсвечники или абажурные лампы. Сверху с верхнего оконного проема могут свисать цветы в горшках, светильники, скрученные из черной проволоки или гирлянды украшений. В Норвегии – еще одна традиция – украшать фасады домов силуэтными черными картинками: лоси, олени, рыбаки, гномы и др. Часто можно увидеть оленьи рога над дверями или воротами.

Мобильное жилище

В дороге мы, конечно, пользовались путеводителями, читали о достопримечательностях тех мест, которые проезжаем. Но, в принципе, какие исторические достопримечательности севернее юга Финляндии? Мы, конечно, могли посмотреть, к примеру, исторические красные заводы города Тампере. Но когда пришло время, ехать ли через центр Тампере или поскорее выбираться на трассу к озерному краю, мы без особых колебаний выбрали озера. Или другое, вычитали мы об историческом деревянном центре города Ювяскюля. Поставили кемпер на стоянке в центре, пошли посмотреть, увидели, сделали снимки, вернулись и поехали поскорее дальше на трассу до Оулу опять через озера.


Пожалуй, у нас это была самая «неисторическая» поездка из всех. С одной стороны, конечно, это объективно связано с отсутствием исторических мест на севере Скандинавии. Да и в Скандинавию едут за экологией прежде всего. С другой стороны, само выбранное средство передвижения, являющееся одновременно и мобильным жилищем, диктовало нам характер путешествия. Нас интересовала природа, ландшафты, но, включая также городские и сельские, и если в городах попадалось что-то историческое, то, естественно, оно привлекало к себе особое внимание. Нас с жадностью интересовало это все и много, но ничего надолго нас не задерживало, поскольку дальше ждало другое. Мы подхватили тот характер путешествия, тот образ жизни, для которого и предназначен автодом: мы путе-шествовали, странствовали, «караванили».

Мы ехали в автодоме, мы жили в мобильном жилище – осознание этого, новизна ощущений от этого впечатляют. Один день твой дом стоит на берегу Ботнического залива Балтики, из окон видны березы на песчаном пляже. На другой день твой дом уже на берегу фьорда Норвежского моря, а из окон видны цветные домики и водопады. Или, иное: ты занимаешся привычными для дома делами, а в это время твой дом (управляемый, конечно, другим) мигрирует к новому месту жительства.

Дмитрий и Оксана Локтевы

Content