Принимаем на комиссию автодома и жилые прицепы. Комиссия всего 7%!

Статьи: Оборудование

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ДОМОВ НА КОЛЕСАХ

Дома на колесах специально созданы в целях автономного жизнеобеспечения в условиях временного проживания вне стационарных жилищ: при движении на дороге, на стоянках на природе. Их полный цикл жизнеобеспечения обслуживает комплекс оборудования и устройств, входящих в систему водоснабжения, электрическую или газовую. Эти системы имеют как централизованное управление, так и местное через механизмы включения и настроек конкретного оборудования. В первом случае это общий электронный пульт управления, присутствующий во всех современных домах на колесах.

Системы жизнеобеспечения автодома

Электрическая система кемпера

Помимо световых приборов и электророзеток, от электросети зависит работа оборудования других систем: водяного насоса, холодильника, кондиционера жилой зоны, пьезозажигания газовой плиты, отопителя и др. Внутренняя электросеть домов на колесах обеспечивается питанием как от аккумуляторов салона, так и от источника внешнего питания на стоянке при подключении через соответствующий кабель, соединяемым с наружным электропортом. Электросеть может работать как от 12 V (аккумуляторы), так и от 220 V (внешнее питание). В последнем случае преобразователи напряжения будут подавать на электрооборудование нужное напряжение.


TelairЕсли на стоянке в кемпинге дом на колесах подключен к 220 V, то и на внутренние розетки будет подаваться 220 V, благодаря чему можно пользоваться привычными бытовыми приборами, взятыми с собой из дома. В современных моделях часто устанавливается и обратный преобразователь с 12 V на 220 V, благодаря чему можно использовать те же приборы, не прибегая к внешнему подключению.

Аккумуляторы могут заряжаться как при работе двигателяавтодомах), так и при подключении дома на колесах к внешнему источнику питания. В автономном режиме работы сети на стоянке без подключения, при обычном неэнергоемком потреблении аккумуляторов хватит около двух дней. При заезде на автодоме в кемпинг на ночь, если нет энергоемкого оборудования, то и нет особой нужды во внешнем подключении - работа двигателя на следующий день дозарядит аккумуляторы. Для продолжительных стоянок вне возможностей внешнего электроподключения не обойтись без топливного генератора. Важно, чтобы он не занимал много места и помещался бы в гаражном отсеке.
 Система водоснабжения

Основная задача системы - подача воды к сантехническому оборудованию. При этом нужно обеспечить залив и хранение чистой воды, а также хранение и слив отработанной

Систему водоснабжения кемпера составляют:

  • бак чистой воды
  • водяной насос
  • бойлер горячей воды
  • гибкие пластиковые водопроводные трубки
  • устройства сантехники
  • бак отработанной воды.


Система водоснабжения в домах на колесахЧистую воду подают с помощью гибкого шланга и заливают в бак через наружную горловину (расположена по бортам или в корме). В зависимости от размеров и планировки домов на колесах, объемы баков чистой воды бывают разные. Но воды никогда не бывает много. Бака объемом около ста литров при обычном потреблении воды с пользованием душа, двум - трем туристам хватает не больше, чем на один день. Поэтому понятна логика установки в автодомах дополнительного второго бака, хоть это и влечет увеличение нагрузки на десятки килограммов.
В караванах баки чистой воды могут быть как стационарные, так и съемные. Для установки баков чистой воды, как правило, используют пространство под диванами внутри жилой зоны.

Биотуалет в кемпереБаки же отработанной воды крепятся снаружи под днищем. От них отходят патрубки со сливными кранами. Стандарт цивилизованных стран - сливать отработанную воду только в специальных местах в кемпингах или кемпстоянках, обеспечивающих ее непосредственный слив в канализацию.
Под действием водяного насоса холодная или горячая вода через смесители подается в душ, умывальник и раковину кухни. Еще же вода поступает для слива унитаза биотуалета. Кассета биотуалета съемная - для этого на одном из бортов или корме устроен наружный люк. Заправляют кассеты специальными химикатами, разбавляемыми водой. Сливают же наполненные кассеты в специальных зонах сервиса, оборудованных особыми широкими унитазами (использовать обычный унитаз запрещено) или канализационными отверстиями. После слива содержимого кассета промывается до возможной чистоты.

Газовая система кемпера

Газовая система решает важнейшие задачи жизнеобеспечения: отопление жилой зоны, горячее водоснабжение, приготовление пищи. Газ, хранящийся в газовых баллонах, через газовую подводку подается к бытовому оборудованию, функционирующему на нем: обогревателю, плите, холодильникугазовом режиме), бойлеру горячей воды.

В автодомах для газовых баллонов предусмотрен отдельный отсек снаружи по борту. В караванах газовые баллоны, как правило, устанавливаются спереди в багажном отделении над прицепным устройством. Баллон подключается к системе через гибкий шланг. Затем через подводящий трубопровод (медные трубки) газ распределяется к источникам потребления.

Газовые отсеки рассчитаны на два газовых баллона. Наличие второго дополнительного баллона имеет важное практическое значение. Это не даст остаться внезапно без газа (что особенно важно - зимой) в случае, когда закончится подключенный баллон. Момент полного расхода газа в баллоне не всегда можно определить точно, особенно без специальных датчиков уровня наполнения, которые, почему-то применяются нечасто. Когда заканчивается один баллон, к системе подключается полный второй. Следует выработать правило: всегда возить полный дополнительный баллон и заполнять (или обменивать) пустой сразу же, по возможности, не откладывая.

Расход газа зависит как от интенсивности использования оборудования, работающего на газе, так и от сезона года. В теплый период времени одного баллона в 11 килограмм хватает в среднем на неделю. В холодный же период, при постоянном газовом отоплении, одного баллона хватит не более, чем на три дня.

Газовые баллоны в автодомеГазовые баллоны для домов на колесах относятся к бытовым, заполняются пропаном и на вес. Официально запрещено наполнять их сжиженным газом на литры, как происходит на газовых автомобильных заправках. Однако, часто такой запрет обходят, применяя специальные переходники и заполняя баллон не полностью.

При воздушном отоплении горячий воздух от газового отопителя по патрубкам распределяется в разные части жилой зоны. При водяном отоплении нагревательные элементы – радиаторы распределены по жилой зоне. У воздушного и водяного отопления свои плюсы и минусы. Определяющее здесь – это мощность газового отопителя, достаточная для эксплуатации дома на колесах в холодные зимы. В Европе, где мягкие зимы, и дома на колесах зимой, как правило, не используют, в действительности теплых моделей не так уж и много.

Еще недавно в Европе было запрещено во время движения пользоваться оборудованием, работающим от газа, о чем упоминалось в инструкциях по использованию оборудования. Запрет был связан не столько с конструктивными ограничениями оборудования, сколько с вопросами безопасности – во избежание утечек газа, к которым могла бы привести тряска. Сейчас такой запрет снят при условии установки в газовом отсеке специального блокирующего устройства. В СНГ такого запрета и вовсе не существовало. Оказаться без отопления жилой зоны при движении зимой в России – это немыслимо.

Особенности зимней эксплуатации дома на колесах

  В зимнее время система водоснабжения нуждается в особых действиях и мерах по недопущению замерзания воды в емкостях воды и водопроводах при минусовой температуре.

Тепло в кемпереПрежде всего, баки отработанной воды, находясь вне отапливаемой жилой зоны снаружи под днищем, открыты воздействию температуры воздуха. Существует ряд конструктивных решений (чаще предлагаемых как опция) по утеплению и подогреву баков отработанной воды. Но даже установленный нагревательный элемент имеет предел своей эффективности до -5 - -7 градусов.
В случае более низкой температуры или когда бак вообще без подогрева, поступают следующим образом: все время держат сливной кран бака отработанной воды открытым; закрывая кран при каждом случае пользования водой, сразу же после спешат сливать воду.

Другие меры относятся к жилой зоне, когда та уже не отапливается при постановке дома на колесах на стоянку. Вода должна быть слита из бака чистой воды и емкости бойлера. В водопроводных трубах и водяном насосе также не должно оставаться воды, для чего продувают систему кратковременной холостой работой водяного насоса.

Content