Принимаем на комиссию автодома и жилые прицепы. Комиссия всего 7%!

Статьи: Дома на колесах

Планировка домов на колесах

Внутреннее жилое пространство домов на колесах с функциональной точки зрения можно разделить на зоны: столовая группа, спальные места, кухня и ванная. Ограниченность пространства заставляет интегрировать эти различные функциональные зоны в одном помещении, в обычных жилищах привычно разделенные комнатами. Как правило, только в больших автодомах и караванах высшего класса жилое пространство разделено на комнаты.

Вариантов решений планировки домов на колесах, выраженных в конфигурациях и расположениях относительно друг друга основных бытовых зон, - огромное множество. Конкретное решение планировки внутреннего пространства в классификации производителя идентифицируется как подмодель того или иного модельного ряда. Каталоги производителей напичканы схемами планировок, которые важно научиться читать, чтобы сделать верный выбор.

ЖИЛАЯ ЗОНА

Столовая группа

 

Обязательное присутствие столовой группы в салоне само по себя отличает дома на колесах, к какому бы классу они не относились, от других пассажирских транспортных средств, где столовая группа встречается лишь в автомобилях повышенного уровня комфорта (лимузины, некоторые минивены и др.).

Столовая группа – это съемный стол и расположенные вокруг диваны, также трансформируемые. Комбинации и расположения столовых групп бывают самые разнообразные. Классическая столовая группа, когда два двойных кресла расположены через стол напротив друг друга. Такая комбинация бывает неполной в компактных по длине автодомах, где имеется лишь один двойной диван по ходу движения. В таких случаях, как правило, предусмотрена возможность разворота сидений водителя и пассажира кабины, которые присоединяются к столовой группе на стоянке. Неполную столовую группу могут дополнять и одно- двухместные кресла с другого борта, с расположением поперек салона.

 

Обычно в леворульных автодомах, где входная дверь в жилой салон расположена справа по борту, - расположение классической столовой группы по левому борту. Другая распространенная комбинация столовой группы – круговая, когда диваны расположены вокруг стола полукольцом. Круговая столовая группа типична для караванов, где может находиться как в передней части автоприцепа, так и в задней. В автодомах круговая столовая группа встречается значительно реже, и может располагаться, естественно, только в кормовой части.

Столовых групп может быть не только одна на салон. Если не брать в расчет большие дома на колесах класса люкс, вторая столовая группа, как правило, одинарная, то есть когда два одинарных кресла напротив друг друга. Такая группа может быть как по левому борту, так и по правому.

Диваны столовой группы в автодомах имеют значение еще и пассажирских кресел, оборудованных ремнями безопасности. Многофункциональность столовых групп заключается не только в возможностях пользования столом для питания, чтения, досуга и др. Главное – это возможность трансформации всей группы в спальные места, как двойные, так и одинарные. Стол опускается до уровня сидений, а из подушек кресел складывается постель.

Спальные места


На то и дом на колесах, чтобы предлагать полноценные спальные места. В отличие от других пассажирских транспортных средств, в которых и может быть предусмотрена трансформация кресел в режим сна, но спальными местами от этого не становящимся.

 

Спальные места в домах на колесах могут быть постоянные и трансформируемые. К первым по-настоящему можно отнести стационарные двух- или односпальные кровати, расположенные, как правило, в кормовой части автодомов или караванов, как вдоль салона, так и поперек него. Принцип эффективного использования ограниченного пространства приводит к использованию площадей под кроватями для багажных отсеков. Доступ к таким багажным площадям может быть как изнутри салона, так и снаружи. В последнем случае по бортам или на корме очевидны открываемые люки разных размеров. Люки особенно больших размеров в задней части домов на колесах открывают доступ к так называемым гаражам – объемным багажным отделениям, вмещающим как личный багаж, так и массивное туристическое снаряжение. Само наличие гаража говорит об особенностях планировки дома на колесах – о высокой стационарной кровати над гаражом внутри салона. И наоборот, такая кровать позволяет использовать пространство под ней под гараж.

Стационарные спальные места образует также часто встречающаяся двухъярусную кровать автодома или каравана, как правило, с задним или боковым расположением. Напротив нижнего места такой кровати часто снаружи устроен люк. Нижняя полка может подниматься, образуя пространство для гаражного отсека.

 

Альков, широкая полка над кабиной водителя в автодомах альковного типа, специально сконструирован для постоянных спальных мест. Хотя сама конструкция двуспальной кровати в алькове может быть как стационарной, так и трансформируемой. В последнем случае конструкция либо сдвигается, уменьшаясь в ширине, либо поднимается под самый потолок алькова. Такая трансформация освобождает пространство кабины в дневное время над головой водителя и переднего пассажира. Переднее, под потолком расположенное, трансформируемое спальное место – особенность не только альковных автодомов. Опускаемая спальная полка и убираемая под самый потолок, - часто встречаемое решение как в частично интегрированных, так и в интегрированных моделях.

К трансформируемым спальным местам в прямом смысле можно отнести кровати, образуемые при раскладке столовой группы, а также не относящиеся к столовой группе раскладывающиеся диваны. Классический вариант, когда полная столовая группа трансформируется в двуспальную кровать. Для того, чтобы из неполной столовой группы получилась двуспальная кровать, в трансформации участвуют боковые сиденья или диваны, иногда даже кресла кабины.

Кухня


 

С функциональной точки зрения полноценный кухонный блок домов на колесах образуют газовая плита в 2 – 4 комфорки, кухонная мойка, как правило, на одной с плитой столешнице, встроенный в мебель холодильник (одинарный или с отдельной морозилкой), ящики для столовых принадлежностей. Полезную площадь кухни дополняют верхние полки над кухонной столешницей. Располагаться кухонный блок может с любого борта или в корме. Кухня может быть прямой или угловой. Уровень исполнения кухни - показатель престижа всего салона. Дизайн, качество столешницы, крышка плиты, смеситель раковины, решение подсветки, встроенная вытяжка – все имеет значение.

Ванная
 

Наличие ванной - действительно отличительный признак домов на колесах от других пассажирских транспортных средств. Являясь важнейшим звеном цикла жизнеобеспечения, дает настоящую возможность автономного существования. Ванная - единственная зона, отделенная от остального жилого пространства, можно сказать, образующая отдельную комнату. В ней в одном пространстве объединены: душ, умывальник и биотуалет. Расположение ванной в салоне также разнообразно: с левого борта, с правого борта или в корме. В небольших караванах или автодомах (во многих кастенвагенах) ванная неполная – в ней нет душа. В других из-за компактных размеров нет того, что можно считать душевой кабинкой (отсутствует отдельный поддон). Идеально, когда в ванной выделена душевая кабинка с отдельным поддоном, отгораживаемая жесткими раздвижными створками или хотя бы занавеской. Решения планировки интерьера ванной и ее дизайна не менее важны для выражения уровня исполнения салона, чем отделка кухни.

 

МЕБЕЛЬ И ОТДЕЛЕНИЯ БАГАЖА


Важным элементом планировки домов на колесах является встроенная мебель, предназначенная для хранения бытовых предметов и одежды. Требование максимально эффективного использования ограниченного пространства выливается в обязательное присутствие под потолком верхнего ряда закрытых полок универсального назначения практически по всему периметру. Также обязательно присутствие в любой планировке крупного шкафа для хранения одежды на плечиках. При планировке мебели выдумано много мелочей и деталей, с одной стороны, повышающие практичность интерьера (открытые полочки и жесткие карманы, натяжные сетки), с другой, играющие на общее впечатление от дизайна.

Закрытые панелями мебели пространства также используют под установку бытового оборудования (печку, бойлер, помпа и др.). Свободные от такого оборудования площади приспосабливают для хранения багажа. Так, традиционно свободное пространство под диванами становятся отделениями багажа, доступ к которым может быть как со стороны салона, так и снаружи через люк. Все наружные люки разных размеров и конфигураций указывают на используемое под отделение багажа пространства под диванами или стационарными кроватями. Самые большие из люков открывают доступ к так называемым гаражам – самым вместительным багажным отделениям, предназначенным для перевозки крупного багажа или туристического снаряжения. Дома на колесах, имеющие такие большие отделения, с точки зрения планировки, называют даже гаражными. В случае недостатка предусмотренных планировкой отделений багажа, используют наружные закрытые съемные боксы, крепящиеся к держателям велосипедов или релингам на крыше.

 

КАБИНА ВОДИТЕЛЯ
 

Решение кабины водителя с точки зрения ее интеграции в жилую зону соответствует тому или иному типу автодома. От этого зависит общая планировка внутреннего пространства автодома. При использовании кабин серийных моделей внутреннее пространство кабины выглядит наиболее инородно к пространству жилой зоны, не интегрировано с последним. Это естественно с функциональной точки зрения: кабина с ее рычагами управления, приборной панелью, служит местом управления автодомом, а не проживания в нем. Это очевидно с точки зрения несовместимости размеров: серийная кабина всегда уже салона, граница между ними внутри создает ощущение прохода. К тому же часто встречаемый разный уровень полов кабины и салона приводит к ступеньке между ними.


В альковных автодомах кабина водителя наиболее изолирована от жилого салона - нависающая альковная полка усиливает это. Соответственно, в полуинтергированных автодомах кабина более вписана в общую жилую зону. Однако большей интеграции невозможно достичь без переделки базовой кабины, что происходит в интегрированных автодомах. Заново создается кузов кабины, чтобы составлять с кузовом салона снаружи единое целое. Переделке подвергается и интерьер кабины, чтобы и внутри составлять с жилой зоной общее пространство. Используются аналогичные материалы для отделки, меняется приборная панель, водительское и пассажирские кресла и др. Меняется сама концепция пространства кабины водителя. Это не только место управления, изолированное от жилой зоны. Кабина водителя - то же часть жилой зоны, но приспособленная также и к вождению. Кресло водителя или переднего пассажира, как другие места, приспособлены на стоянке к привычным бытовым занятиям благодаря их универсальной конфигурации, возможности разворота, панорамному остеклению кабины, наличию удобных полочек и ящичков вокруг, полноценному освещению кабины, возможности ее визуальной изоляции извне и др.



РЕЖИМЫ: ДЕНЬ - НОЧЬ, ДВИЖЕНИЕ - СТОЯНКА


В рекламных буклетах схемы планировок домов на колесах даются в двух режимах: день и ночь. Ночная стоянка существенным образом влияет на планировку: то, что было столовой группой, трансформировалось в кровать, а боковой диван стал спальным местом и др. При смене режима использования жилой зоны на дневной, все возвращается обратно, вновь координально изменяя обстановку.

Два других режима использования жилой зоны, влияющих на планировку домов на колесах - это движение и стоянка. Отсутствие первого для караванов, поскольку находиться в нем во время движения запрещено, существенным образом влияет на особенности их планировок, отличных от автодомов. Прежде всего, совсем не обязательно иметь вдоль движения расположенные диваны, несущие также функции пассажирских кресел с обязательными ремнями безопасности. Расположение диванов в караванах более свободное, сами планировки караванов более разнообразные, приближенные к подходам планировок стационарных жилищ. В планировке караванов, в отличие от автодомов, задействованы все четыре стены. В автодоме вместо одной стены - проход в кабину водителя. В караване можно установить больше диванов или стационарных кроватей. Оттого жилая зона караванов может казаться более просторной. На текущей планировке караванов режим движения сказывается, разве что, требованием убирать незакрепленный стол столовой группы.
 
Режим движения накладывает ограничения на возможности использования жилой зоны автодомов. Прежде всего, существует официальное требование находиться на пассажирских местах, оборудованных ремнями безопасности. Пользоваться спальными местами во время движения запрещено. Правда, контролировать это со стороны весьма затруднительно из-за видимой закрытости внутреннего пространства в сравнении с обычными авто. Таким обстоятельством караванеры часто пользуются, пренебрегая официальными запретами. Конечно, есть занятия, на которые вы вряд ли решитесь во время движения, как готовить на газовой плите во время движения или принимать душ. Но даже если вы пристегнуты ремнями, у вас достаточно возможностей не чувствовать себя ограниченным в привычных для вас бытовых занятий, потому что перед вами стол с книгами или журналами, рядом холодильник со свежими продуктами, над головой цветной монитор и др. Вокруг вас привычная, по сути, домашняя обстановка. Это более похоже на путешествие в железнодорожном СВ, чем на поездку в привычном автотранспорте.

На планировке некоторых типов автодомов сказывается и режим стоянки. Автодома с раздвижными бортами, на стоянке могут принимать геометрию, отличную от прямоугольной, ограниченной шириной дорожной полосы. Благодаря такой трансформации внутреннее пространство, увеличиваясь, может принимать привычные формы стационарных жилищ.
 

Читайте также

Классификация домов на колесах

Караванинг как течение, направление и образ жизни существует уже практически век. Сто лет назад Генри Форд запустил массовое производство легендарной Лиззи. Сразу после того как автомобиль стал доступен многим, американцы начали колесить вдоль и поперек континента в поисках приключений и горячо любимой свободы.

Content