Принимаем на комиссию автодома и жилые прицепы. Комиссия всего 7%!

Статьи: Маршруты

Караванинг и замки катаров

Караванинг как никакой другой вид туризма подходит для осуществления особых путешествий, которыми движет не реклама популярных туристических направлений, а идеальная потребность, стремление к познанию, приобщению к духовной тайне. Статья содержит опыт посещения на автодоме таинственного Лангедока, хранящего тайны и легенды катаров.

Французская провинция Лангедок - не самое популярное туристическое направление. Чаще всего турфирмами предлагается лишь экскурсионное посещение Каркассона в программе какого-нибудь тура по Франции. Хотя Лангедок хранит много свидетельств истории средневековой Европы, особенно времен религиозных войн, ознакомиться с ними возможно лишь в индивидуальном туре.

Форумы в интернете свидетельствуют о повышенном внимании к теме альбигойских войн, истории движения катаров. Интерес этот уже давно подогрет исторической беллетристикой о "Монсегюре" и его тайнах.

Интернет также содержит и отчеты о реальных путешествиях по замкам катаров, осуществленных энтузиастами, как правило, на арендованном легковом автомобиле.

[g1]


Мы же предлагаем гораздо более подходящий формат освоения этого культурного наследия - караванинг. В Лангедоке несколько десятков замков катаров. Они разбросаны в большом удалении друг от друга и располагаются в мало доступных местах. Нет ничего лучшего, чтобы за ограниченное время осмотреть определенное количество замков, не отвлекаясь на транспортные проблемы и вопросы проживания, - как путешествие в доме на колесах по этой области.
 

Катары и их замки


Религиозное реформаторское движение, захлестнувшее Западную Европу в XI - XIII вв., на юге Франции называлось движением катаров ("чистые" - греч.) или альбигойцев - от центра этого движения в городе Альби.

Учение катаров построено на дуализме добра и зла, духовного и материального миров. Посвященные вели аскетический образ жизни. Взамен обретали чистое, радостное состояние души, укрепленное благодатью, получаемую через "утешение" - единственное признаваемое ими таинство.

Катары были непреклонны в критике католической церкви. Отрицанию подвергались католические догматы, церковные таинства, сам институт папства.

Масштабное распространение альбигойской ереси несло реальную угрозу католическому миру, построенному на авторитете Святого престола, церковной собственности и поддерживаемой церковью светской власти, государстве. Для катаров, непримиримых в своем абсолютном дуализме, и то, и другое, и третье было порождением сатаны.

В начале XIII -го века католическая церковь нашла повод для развязывания крестового похода против катаров и всех, кто им симпатизировал. Настал период альбигойских войн, продолжавшийся до начала XIV-го века. Крестовые походы сопровождались битвами, осадами городов и замков, избиениями мирного населения, пытками и кострами.

Замки катаров в истории играли двоякую роль: с одной стороны, как сосредоточие общинной жизни, места монашеского уединения и духовного подвига совершенных, с другой, во времена гонений и крестовых походов замки служили фортификациями, последним пристанищем катаров.
[g2]

Каркассон


Крестовый поход против альбигойской ереси в начале XIII в. коснулся в том числе и Каркассона. В результате двухнедельной осады, город был взят крестоносцами. Через тридцать лет случилась неудачная попытка город отвоевать, после чего местных жителей приговорили к высылке, а оборонительные укрепления были снесены до основания.

Однако, история города гораздо шире периода религиозных войн. На его месте находился еще укрепленный лагерь римлян. Как до крестовых походов, так и после, крепость играла стратегическое приграничное значение. Такое значение город имел вплоть до XVII в., после же крепость пришла в запустение и превратилась развалины.

То, что мы наблюдаем сейчас под видом Старого города (или Сите) - есть результат исторической реставрации (полувековой, до 1910 г.), осуществленный архитектором Виолле ле Дюк (тем, кто реставрировал и собор Нотр-Дам в Париже) в рамках специального государственного проекта.

Несмотря на то, что большая часть башен и стен отстроены заново, и спорность некоторых реставрационных решений (островерхие башни, сланец на кровле), Сите производит на туристов впечатление настоящего средневекового города, хотя и приспособленного для массового туризма.

Сите – это не только музей под открытым небом и туристическая зона, но и реальный город, где есть жилые дома, гостиницы и магазины.

Парковку для автодома можно присмотреть в районе старого моста через реку Од - на Place Gaston Jourdanne. От места стоянки, до крепости идти менее километра, под конец - немного в гору. Входить и выходить в Сите лучше через разные ворота, чтобы иметь возможность осмотреть крепость с разных сторон, ведь виды города-крепости, одного из самых больших в Европе, с пятью десятками башней и двойным рядом стен, - это то, что потрясает больше всего. Кстати, прекрасный вид на Сите открывается со Старого моста рядом с местом парковки.

Внутри же на узких улочках и площадях города вам встретятся множество живописных средневековых уголков. Удовольствие доставит посещение сувенирных лавочек, которых здесь множество, с ассортиментом, относящимся к истории города и не относящимся.

Одно важно. В Сите, в сувенирной лавке или в книжном магазине обязательно купите альбомы-путеводители по замкам катаров как на русском, так и на французском (более полный) языках. Такой литературы вам больше негде будет купить. А еще присмотрите подробную карту области, на которой вы будете искать городки и деревни, куда держать путь к очередному замку катаров. Без альбома и карты вы не решите задачи своего путешествия.
 

Непреступные фортификации


От Каркассона местными дорогами до местечкa Lastours - всего около двадцати километров. Замок Ластур раcполагаясь на скалистом плато, cостоит из четырех фортификаций: Кабаре, Тур-Режин, Флер-Эспин и Кертино. Их расположение было недоступного для осадных машин, потому они не подвергались осаде. Разрушение крепостей вызвано естественными причинами. Природа и время cотворили развалины, похожие на орлиные гнезда, cделав их более естественными в горном пейзаже.

Припарковаться автодому в местечке Lastours непросто, самое лучшее - оставить его на расширении дороги на самом въезде и далее идти пешком. Мимо расположенного у подножия холма турофиса, наверх по склону ведет тропа. По ней предлагается совершить пешую прогулку на вершину холма, откуда откроются потрясающие виды, и где, возможно, придут необычные переживания.

Здесь, как правило, немного туристов, что позволяет в полной мере насладиться тишиной и уединением, царящими наверху. Хоть нам и недоступен мистический опыт катаров, видимая сторона их восхождения предстанет во всем великолепии открывающегося горного пейзажа, меняющего вид от одной крепости к другой, одних развалин к другим. А пирамидальные кипарисы - деревья "забвения", редко встречающиеся в данной местности, лишь подчеркнут мистификацию пейзажа.
[g3]

Замок Пюйвер


Стоите ли вы в кемпинге в Пюйвере (Puyvert), или оказались в городе проездом, совершить пешую прогулку в Замок Пюйвер, возвышающийся на холме, не составит большого труда.

До начала альбигойских войн в замке кипела светская жизнь. При хозяине замка и меценате Арпе де Мирепуа здесь звучала музыка трубадуров, воспевалась куртуазная любовь.

Замок стал целью крестового похода, когда позже превратился в один из оплотов катаров. В 1210 г. он был штурмом взят крестносцами Симона де Монфора - того, кто брал и Каркассон.

Но все же, в замке сохранилась память о прежних светских временах. Внутри замка, в зале музыкантов расположены восемь каменных рельефов, где изображены музыканты с инструментами: лютней, свирелью, волынкой, бубном и др.

Хоть Пюйвер и имеет скромный вид, это, пожалуй, самый светсткий и радостный из замков катаров.
 

Последний оплот катаров


Апофеозом всего путешествия по области замков катаров является, безусловно, посещение замка Mонсегюр. Это место cвязано c одним из самых драматичных событий альбигойских войн и истории катаров. Оно породило множество легенд и мифов, ставших сюжетом множества художественных произведений. Более того, "Монсегюр" - стало идеальным понятием, выражающим высоты духа, подвиг во имя веры, а также мистическую тайну.

Минуя деревню Montsegur, дорога ведет к парковке у подножия горы, на вершине которой находится замок.
Сама гора известна издревле. В доисторические времена Монсегюр был языческим святилищем. Римляне имели крепость на вершине горы, называя ее замком неприступной горы.

Cредневековая же история, связанная с движением катаров, началась с 1232 года, когда хозяин замка Раймон де Перейл превратил его в цитадель церкви катаров. Здесь, на высоте более 1200 м, возникла община укрепленного поселения, которая стала оплотом альбигойской веры. Отсюда исходили проклятия "чистых" французским властям и католической церкви. Монсегюр в глазах папы и короля Франции превратился в смертельного врага, силы которого могли представлять реальную угрозу.

С лета 1243 г. по март 1244 г. продолжалась осада замка крестоносцами. Перед сдачей замка, его защитники упросили у врагов 15 дней перемирия. За это время катарам предстояло сделать выбор: либо отречься от веры и остаться в живых, либо взойти на костер. Предпочтя последнее, более 250 человек, включая женщин и подростков, 16 марта 1244 г. взошли на гигантский костер, разложенный у подножия горы. Это место позже назвали Пра де Крема (поле сожженых). Здесь на месте сожжения в середине XX века была поставлена стелла в память всем катарам-мученикам.

Стелла Пра де Крема находится перед самой тропой, ведущей на вершину горы. Тропа, крутая и каменистая (не забудьте о спортивной обуви). На середине подъема придется заплатить - доступ в замок платный.
В сравнении с замком Ластур, здесь туристов больше. Несмотря на это, само место и красота окружающего ландшафта способствуют ощущению возвышенности и причастности тайне.

От замка сохранились одни стены, по высоте с которыми сравнялся и примыкающий донжон. Периметр замка напоминает геометрическую фигуру, определенным образом ориентированную по сторонам света.
В нынешнем виде замок состоит из двух частей: пространство основных стен, куда вы попадаете через главный вход, и пространство донжона, вход в который по деревянной лестнице с торца замка.

На обратном пути можно остановиться в деревне Montsegur, и зайти в музей, принадлежащий местной общине. Здесь находятся археологические находки, а также хранится история катаров. В музее можно увидеть воссозданный макет замка Монсегюр, каким он был до разрушения.
 

Ночные стоянки


Кемпингов в регионе немного. Один из рекомендуемых удобно расположен в черте городка Пюйвер на берегу небольшого водоема (GPS: С 42.91770, З 2.04492). Отсюда виден Замок Пюйвер, находящийся в пешей доступности.

Другой кемпинг (Camping Le Pre Lombard, GPS: С 42.83984, З 1.61235) расположен практически на границе региона в городе Тараскон (Tarascon-sur-Ariege). На территории роща деревьев, берег реки, развитая инфраструктурой быта. До Замка Монсегюр отсюда около сорока километров.

Content