Принимаем на комиссию автодома и жилые прицепы. Комиссия всего 7%!

Статьи: Оборудование

Применение навигации для грузового транспорта в караванинге

Путешествуя на автодоме по Европе, вы не застрахованы от случаев, с которыми бы не столкнулись на обычном легковом автомобиле: слишком узкие улочки старого города, не позволяющие разъехаться со встречным транспортом; высота препятствия ниже, чем высота автодома; большая кривизна поворота узкого серпантина, затрудняющая маневр и др.
Это общая ситуация для всех габаритных транспортных средств: доступны не все дороги, не все пункты назначения с точки зрения физических параметров условий проезда. Не говоря уже о юридических ограничениях движения, существующих для того или иного вида транспорта.

Учесть наперед, предусмотреть заранее все возможные препятствия движению в незнакомой местности в Европе не представляется возможным. Поэтому, правильно поступают те караванеры, пользующиеся распространенными навигационными системами, которые в случае сомнений возможности проезда перепроверяют маршрут, меняя настройки навигатора с легкового автомобиля на грузовой или автобус.

Это хоть какая-то подстраховка от неожиданностей. Но, все дело в том, что широко распространяемые навигационные системы не содержат данных о дорожных параметрах, позволяющих программе действительно учитывать реальные условия проезда. В этом их принципиальное отличие от навигационных систем, предназначенных для грузового транспорта (Lkw-Navis - нем.), содержащих базы данных о высоте препятствий над дорогами, запретительных знаках, допустимой массе нагрузки на покрытие или мост и др.

Все эти дорожные параметры принципиальны для эксплуатации грузового транспорта. В Lkw-навигационных системах, в отличие от остальных (которые можно отнести к навигационным системам для легковых автомобилей (Pkw-Navis - нем.), существуют профили для ввода таких данных на автомобиль, как его высота, ширина, длина, полная масса, допустимая нагрузка на ось, разрешенная скорость.

В связи с этим, применение в караванинге Lkw-навигации кажется весьма полезным. Это особенно актуально для автодомов, чья полная масса превышает 3,5 тонны, на которые распространяются cоответствующие ограничения правил дорожного движения, аналогичные для грузового транспорта.

Однако, полностью переходить на Lkw-навигационные системы не представляется целесообразным. Караванинг рискует потерять из поля зрения важные туристические объекты, стать простым движением по полосе следования грузового транспорта, без рисков дорожного планирования, но бессмысленным с туристической точки зрения.

Оптимальным решением могло бы быть комбинированное использование возможностей двух навигационных систем - для грузового и легкового транспорта. Такое решение существует на рынке Lkw-навигационных систем.
 

Обзор Lkw-навигационных систем

Принципиальное значение для Lkw-навигации имеют не используемые программы или аппаратные средства, а соответствующие карты и базы данных. Здесь и в Европе не все так гладко. По сути, дело обстоит так, что существующие базы данных, содержащие дорожные параметры, важные для грузового транспорта, покрытывают лишь Центральную Европу.

Компании Navteq и Teleatlas, основные поставщики электронных карт, постоянно расширяют cвой картографический материал данными, нужными для грузового транспорта. Но этот процесс почти закончен лишь для Центральной Европы. Однако и здесь, еще остаются белые пятна, из-за чего не следует полагаться полностью на Lkw-навигацию. Дальнейшая модернизация, естественно, подразумевается.

C другой стороны, под Lkw-навигацией в профессиональной среде часто подразумевают часть общей системы управления парком транспортных средств и мониторинга грузопотоков, внедряемой обычно в крупных транспортных компаниях. Здесь навигаторы интегрированы с другим телекоммуникационным оборудованием. Существуют и отдельные решения, но по сравнению с разнообразием навигационных систем для легкового транспорта, ассортимент Lkw-систем более скуден.

Из известных производителей только ТоmТоm наладил cерийный выпуск Lkw-навигаторов. В сериях TomTom Go x20 и Go x30 (730Т, к примеру) важные для грузового транспорта данные могут догружаться с помощью SD-карты. Преимущество решения TomTom в том, что пользователь обладает здесь полноценными возможностями Lkw- и Pkw-навигации, переключая соответствующие режимы.

Более типично для легкового автомобиля решен навигатор Snooper Syrius Proline от компании Truckmate. В блестящем черном корпусе установлено программное обеспечение, переключаемое между режимами грузового автомобиля и легковой машины.
Lkw-навигатор A-Rival от компании Kienzle Automotive поставляется с системой оповещения о заторах.

Map & Guide и Navkon поставляют навигационное программное обеспечение, учитывающее дорожные параметры, важные для грузового транспорта. Программы устанавливаются на различных аппаратных средствах (PDA, PNA, портативные компьютеры). Navkon предлагает также и навигатор под именем Navtrip Stand Alone cо свом программным обеспечением.

Для караванеров, привыкшим к своим Pkw-системам, решение на базе портативного компьютера может оказаться привлекательным. Загрузив Lkw-навигационную программу на взятый с собой портативный компьютер, вы будете иметь возможность проверять маршрут основного навигатора.

Какое-либо внятное распространение в России замечено у навигатора TomTom специального выпуска восьмой серии с возможностью просчета маршрута для грузовиков. От других модификаций его отличает то, что в нем добавлена информация о параметрах дорог для грузовиков по странам: Германия, Австрия, Швейцария, Франция, Бельгия, Люксембург, Голландия, Испания и Англия.

К последнему решению имеет смысл присмотреться, если у вас еще нет никакой навигации, и вы стоите перед выбором, какую навигационную систему приобрести. Правда, интерфейс навигатора на немецком языке.

Content